С чем едят гены
Научный журналист Елена Клещенко о книге «ДНК и ее человек», популяризации генетики и научных новостях
Сложно ли писать о теме, про которую, казалось бы, уже все написано? Елена Клещенко, автор научно-популярной книги «ДНК и ее человек», поделилась с Всенаукой мыслями о том, как нужно рассказывать о генетике и молекулярной биологии и о чем можно писать в области, где новые открытия случаются каждый день, но многие читатели не разбираются даже в основных вопросах.
О генетике, важной для всех...
О том, что такое ДНК, узнали примерно в середине XX века. Новейшие технологии последнего времени — редактирование генома, методы чтения нуклеотидной последовательности. В 2020 году коронавирусная эпидемия показала всем, почему важно уметь быстро идентифицировать возбудитель, прочитать его геном и понять, кто от кого заразился, как можно скорее создать вакцину. Без умения анализировать геном это было бы невозможно. Я думаю, без этих знаний пандемия была бы гораздо более разрушительной.
О главных темах...
Нужно делать хороший ликбез о том, что такое ДНК, РНК, передача и копирование генов. Такие азы. Как это ни скучно, как мне самой ни надоело каждую статью начинать с того, что ДНК состоит из нуклеотидов, это необходимая вещь, чтобы в той же статье можно было на что-то ссылаться и не объяснять каждый раз. Также хорошо бы рассказывать о новейших изобретениях — современных методах секвенирования, то есть чтения нуклеотидной последовательности, о редактировании ДНК, о модном CRISPR-Cas, о том, что с его помощью можно сделать и чего нельзя, о других манипуляциях с ДНК.
О буме генетических исследований...
То, что сейчас происходит в молекулярной генетике, может быть, аналогично ботанике после эпохи Великих географических открытий. Все собирают материал. Идет обширное исследование того генетического разнообразия, к которому мы получили доступ, когда научились секвенированию и обработке данных на компьютере. Может показаться, что каждая новость об очередном открытии делается для хайпа. На самом деле мы накапливаем информацию. Периодически количество переходит в качество, происходит прорыв. Без кропотливого изучения всех генов прорыва не будет. А чтобы проверять значимость новости, стоит всегда смотреть, на какие научные статьи ссылаются журналисты, в хороших ли журналах эти статьи опубликованы.
О мифах...
Все еще очень живучи мифы о вреде ГМО и о том, что вакцинация якобы вызывает аутизм. Эта «самая вредная статья XX века», как говорят знающие люди, давным-давно отозвана, ее автор, Эндрю Уэйкфилд, уличен в фальсификации, но все равно на мамских форумах пишут, что нельзя вакцинировать детей. Это просто ужас. А из нового — мнение, что мы уже сейчас готовы редактировать геном человека, получать халков и суперлюдей. К сожалению, к этому пока мы не готовы. У нас пока напряженка с тем, чтобы отредактировать хотя бы один ген. Самое дорогое лекарство в мире «Золгенсма», которое генетически лечит спинальную мышечную атрофию, причем не редактирует ген, а доставляет в клетки исправленную копию гена, стоит более двух миллионов долларов за дозу.
О теме для книги...
Тему для книги было выбрать несложно. Сложно было писать вводную часть, что ДНК состоят из нуклеотидов, потому что об этом уже сто раз писали, и я писала в сто первый. Очень порадовало, когда мне сказали, что я молодец и получилось нескучно. А темой ДНК-идентификации человека я уже занималась достаточно долго в своей работе журналистом.
На самом деле мою книгу можно обновлять каждый год. Можно больше рассказать об эпигенетических маркерах, которые позволяют на основе ДНК определить возраст человека. У меня об этом сказано мимоходом, а вот на сайте «Биомолекула» недавно вышла серия статей о ДНК в криминалистике, и там одна из статей этому посвящена. У человека одинаковый геном и в детстве, и в старости, поэтому при реконструкции внешности трудно сделать фоторобот, если мы не знаем, это ДНК ребенка или старика. И вот оказывается, что в ДНК есть маркеры, по которым можно установить возраст, и для криминалистики это очень полезно.
Я сталкивалась с тем, что постоянно появлялась новая информация, и было жалко, что не успеваю ее включить. Вообще, так, конечно, бывает, наука движется вперед, и это хорошо. Остается только выпустить второе издание с примечаниями и дополнениями..
О генетике в школе...
У меня нет детальной информации о том, как генетика преподается в обычной средней школе. Но судя по тому, какие вопросы задают читатели-небиологи, окончившие школу, могла бы преподаваться получше. Если не брать специальные биологические классы — до меня доходили слухи, что там все в порядке. Современной школе хорошо бы углубиться в эту тему. Генетика — это то, что уже надо знать на практике. Например, пациенту в больнице могут назначить анализ ПЦР, и стоит хотя бы на пальцах понимать, как это делается. А школьная программа, насколько я знаю, в этой части биологии сильно урезана...
Беседовала Анастасия Кожара
Хотите, чтобы книга Елены Клещенко стала бесплатной для всех? Поддержите наш проект на краудфандинговой платформе Planeta.ru