«В проблемах образования якобы разбирается каждый»

Философ Елена Брызгалина о том, что нужно познать о познании

«В проблемах образования якобы разбирается каждый»
Иллюстрация Ольги Скворцовой

Неожиданно для многих тема «Познание и образование» вошла в топ самых важных тем для научной картины мира по мнению экспертов Всенауки. Хотя мы с самого детства непосредственно вовлечены в процессы познания и образования, нам почти никогда не рассказывают о том, как работает это самое познание и почему нас обучают именно так, как обучают. Между тем наука об этом многое знает, но что из всего массива знаний необходимо каждому? Рассказывает философ, заведующая кафедрой философии образования МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Брызгалина.

В знании о познании нуждаются все

Пока человек жив и существует человечество, процесс познания никогда не заканчивается. Представлять, как мы накапливаем знания, соединяем их с опытом и ценностями, важно не только для профессионалов — ученых и учителей, — но и для обычной публики. Познание мира и себя — ключевое условие для сохранения и развития жизни. Если говорить высоким стилем, это путь к совершенствованию человеческого в человеке как в существе познающем. И важно знать, как этот путь проложен, чем ограничен, куда ведет.

Эксперты видят внутри этой темы множество важных нерешенных вопросов о том, как взаимодействуют человек и мир. Обычным же людям важно понимать, как устроено познание и образование, чтобы иметь возможность обосновывать решения и действия отдельного человека, понимать основания действий социальных групп и властей.

Кроме того, получать знания трудно для человека. Знание о познании дает возможность минимизировать расходы ресурсов — времени, памяти, материалов, экспериментальных животных, делая процесс более эффективным. К тому же сейчас обычные граждане вовлекаются в научные эксперименты, возникает феномен «гражданской науки».  Благодаря цифровизации научное знание оказалось в открытом доступе для всех, и люди, как правило, положительно встречают научные открытия и воспринимают новые технологии. Поэтому растет интерес к самой теме научного познания. 

Образование — это особая форма познания, когда ученик получает знания от педагога. Если есть понимание, как происходит этот процесс, образование становится более осмысленным и направленным. То же касается и самообразования.

Знания о том, как мы учим и учимся, очень важны. Но я не стала бы сводить их к реальной, измеримой пользе. Современная культура теряет самоценность знания, требует обязательную прикладную (считай — экономическую) демонстрацию знаний. А понимание того, как работает познание и как образование меняет нас, не всегда поддается измерению, не всегда выражается количественно. Как философ я против исключительно утилитарной трактовки пользы от знания о том, как функционируют познание и образование. 

Самое главное

Мне кажется, самое важное, что нужно знать об образовании обычному человеку, сводится к четырем вопросам. Первый вопрос — зачем образование нужно человеку и обществу. В современной культуре отношение к знанию как ценности трансформируется. Из фокуса внимания  несколько уходит то, что образование — это еще и воспитание, и формирование индивидуальности. 

За ним следует вопрос о том, какой эффект образование оказывает на человека и общество, как этот эффект можно спрогнозировать, достичь и улучшить. Третий вопрос лежит в очень практичной плоскости — как устроена система образования, академического и неакадемического. Он становится важен, когда человек задается целью получить профессию или помочь ребенку выбрать учебный путь. Наконец, четвертый — чему и как именно учат людей разного возраста.

О чем еще важно говорить — о навыках планирования, организации и контроля своей учебной деятельности. Самообразование требует развитого самоконтроля и самооценки. Новый тренд — растет значимость непрерывного образования. Нужно популяризировать темы учебной мотивации, критерии выбора источников информации для формального образования и самообразования, и конкретные методики — мнемотехники, конспектирование и другие приемы.

До сих пор распространено представление, что сознание через органы чувств собирает знания о мире, как будто бы в пустую емкость, сохраняет и переваривает их. Современная наука открывает новые представления о работе сознания и мозга, о вкладе генов и среды в формирование индивидуальности, обосновывает использование тех или иных образовательных методик и приемов. Конечно, этому надо учить педагогов и организаторов образования, об этом надо рассказывать публике. 

Тема «учись учиться», мне кажется, расширяется год от года в деятельности популяризаторов науки. Отмечу, что публике важно отделять специалистов от безудержных технооптимистов, от псевдокоучей по саморазвитию, поскольку представления о том, что «правильно», для образования сильно разнятся. Кого считать экспертом по образованию — отдельный вопрос.

Есть прогнозы, что образование будет направлено на интегрированную систему естественного и искусственного интеллекта. Но кем или чем в такой системе окажется человек? Ответы неоднозначны, зависят от личных позиций. Поэтому популяризация знаний о том, как правильно учиться, нужна, но с оглядкой на ценностную составляющую: образование — это нравственное и интеллектуальное совершенствование? Или образование должно хакнуть природу человека? Есть ли золотая середина — вопрос открытый. 

В образовании слишком много мифов

В 2014 году вышли две книги, посвященные мифам об образовании: Дейзи Христодулоу и Дэвида Берлинера и Джина Гласса [прим. ред.— Пункты 3 и 4 из списка литературы после текста]. Авторы разбирают такие мифы, как приоритет опыта перед знаниями, представление о том, что факты мешают пониманию, о более высоком качестве частного образования по сравнению с государственным, и многие другие. 

Мифов вокруг и по поводу образования очень много. Кстати, в условиях пандемии мы видим, как актуализируется миф о том, что будущее образования — уход в онлайн-форматы. У такого образа образования будущего было много противников, и сейчас они сплачиваются и оттачивают аргументы. Настороженности относительно такой перспективы достаточно много. Гибридные формы офлайн и онлайн должны отрабатываться, их возможность зависит от множества факторов.

Из всего массива мифов выделю один: представление, что в проблемах образования разбирается каждый. Ведь каждый из нас чему-то учился, у многих учатся дети. Но делает ли это экспертом каждого? К примеру, каждый может выносить суждение о качестве образования. Но понимает ли человек, рассуждающий об этом, что качество процесса не обязательно ведет к качественному результату, и наоборот, качественный результат не всегда зависит от организации учебного процесса? Так что же имеют в виду люди, говоря, что наше образование стало хуже?

Разговор об образовании — это всегда разговор о будущем, а оно будет нестабильным, сложным, неоднозначным. По нему не может быть выработано общественного консенсуса. Поэтому популяризация скорее должна быть направлена не на формирование оценочных суждений, а на прояснение смыслов образования.

Что почитать об образовании и познании: рекомендации Елены Брызгалиной

Дэниел Сигел, «Разум. Что значит быть человеком»
Стивен Вайберг, «Объясняя мир. Истоки современной науки»
Уильям Байнум, «Краткая история науки»
Григорий Тарасевич, «О науке без звериной серьезности»
Сборник «Пятьдесят современных мыслителей об образовании. От Пиаже до наших дней»
Джон Хетти, «Видимое обучение»
Джули Дирксен, «Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным»
Кей Петерсон, Дэвид Колб, «Век живи — век учись»
Дейзи Христодулоу, «Семь мифов об образовании» 
Дэвид Берлинер, Джин Гласс, «Два мифа и лжи, которые угрожают государственным школам Америки: реальный кризис в образовании»