Минимакс на YouTube

Анализ научно-популярного сегмента YouTube

Минимакс на YouTube
Иллюстрация Ольги Скворцовой

Каждый год количество научно-популярного видеоконтента увеличивается. Востребованы ли на YouTube самые популярные темы из мини-набора макси-знаний и насколько много видео по ним уже снято, проанализировал руководитель проекта SciTopus Эльман Ахмедбеков.

Если говорить об абсолютных цифрах, то нужно прежде всего обратить внимание на общее число видеоконтента научно-популярной тематики на YouTube. По данным SciTopus, на февраль 2020 года было загружено 89 500 научно-популярных видео. Пик при этом пришелся на 2016 год (около 16,5 тыс. роликов). С тех пор количество новых видео за каждый год постепенно падает.

научпоп.png

 

С июня 2019 года появилось всего 2 тыс. новых видео, притом что до этого момента количество видео увеличивалось на более чем 10 тыс. каждый год. Выяснилось, что за полгода из общего числа видео были удалены или скрыты 5 тыс. видео. Причина — страйки за авторские права.

За последние полгода количество подписок увеличилось на 4,7 млн. Сейчас на научно-популярный контент оформлено суммарно 32,4 млн подписок. Просмотры выросли на 0,7 млрд. YouTube не позволяет увидеть пересечения аудиторий разных каналов, поэтому посчитать подписчиков затруднительно. 

Кстати, по количеству просмотров весь научно-популярный сегмент обошел клип Gangnam Style и понемногу догоняет «Фиксиков». 

Примеры-лидеров-просмотров.png

Темы из шорт-листа мини-набора макси-знаний занимают 68% от всего количества научно-популярного контента на YouTube. Больше всего роликов приходится на тему «Познание и образование», но суммарно это лишь около 6% от всех научно-популярных роликов. На втором месте тема «Досягаемый космос», на третьем — «Наука».

Доля-видео.png

При этом распределение тем по количеству видео отличается от распределения тем по результатам голосования. Это может быть связано с тем, что некоторые темы проще визуализировать: например, про космос можно сделать красивые снимки, иллюстрации и видеоролики, а про мораль или решения приходится рассказывать без наглядных иллюстраций, чего YouTube «не любит». Кроме того, спрос аудитории YouTube может отличаться от мнения экспертов и проголосовавших. 

Топ-10.png

 

В целом стоит отметить, что, хотя новые ролики в последние годы появляются в меньших количествах, общая популярность научно-популярного сегмента на YouTube растет, причем темпы роста за последнее время увеличились. При этом темы, наиболее важные для научной картины мира (по результатам голосования), занимают небольшую долю этого сегмента.