Популяризация науки в России – 2019: итоги исследования

Популяризация науки в России – 2019: итоги исследования
Иллюстрация: Лина Шлаин

Предварительные результаты исследования, проведенного в рамках научно-просветительской программы «Всенаука»

Согласно опросу, проведенному фондом «Общественное мнение», 82% россиян считают, что важно быть в курсе достижений современной науки. 86% респондентов согласны с тем, что «о большинстве достижений современной науки можно рассказать так, чтобы их смогли понять обычные люди, не ученые». Такие результаты показывают, что люди готовы потреблять научно-популярный контент и хотели бы, чтобы его было больше. Это помогло бы решить целый комплекс проблем, среди которых осколочность (клиповость) мышления и обилие лженаучных фактов и теорий в СМИ и соцсетях.

Методика исследования

Целью данного исследования являлся обзор наиболее успешных современных российских практик в области популяризации науки. Было проанализировано около 800 институций/персоналий/проектов, занимающихся популяризацией науки. Все они были объединены в 16 направлений, в каждом из которых было отобрано 10 наиболее популярных. По ним была собрана подробная информация.

Интернет-СМИ Тематика, особенности форматов, целевая аудитория, индекс качества сайта, количество уникальных посетителей в месяц, дневная аудитория, количество материалов в месяц, общее количество материалов, средний объем материала, источник финансирования.
Научно-популярные блогеры Cоциальная сеть, тематика, избранные форматы, их особенности, средняя продолжительность видео (для видеоблогов), целевая аудитория, возраст блога, количество фолловеров, количество просмотров, материалов в месяц.
Научно-популярные сообщества в социальных сетях Социальная сеть, тематика, форматы, особенности, целевая аудитория, количество участников, среднее количество лайков/репостов/просмотров материала, среднее количество материалов в месяц, общее количество материалов.
Фестивали науки и другие научно-популярные мероприятия   Когда проходят, география, описание, характеристика.
Всероссийские просветительские акции Когда проходят, география, описание, характеристика, количество участников 2018 года.
Издательства научно-популярной литературы Название, тематика, форматы и прочие особенности, число наименований, общий тираж, средний тираж, количество научно-популярных книг в год (2018), доля российских авторов.
Научно-популярное телевидение Название, телеканал, описание, особенности формата. 
Научно-популярные радиопрограммы Название, радиостанция, описание, особенности формата.
Печатные СМИ научно-популярной направленности Формат, тематика, характерные особенности, целевая аудитория, тираж.
Программы обучения популяризаторов Название программы, описание, тип курса, форма обучения, язык обучения. 
Музейные программы популяризации науки Название музея, информация о музее, научно-популярные программы на базе музея, описание программы. 
Научно-популярные лектории   Наименование, описание, характеристика, география (если «научпоп-франшиза»).
Доноры просветительской деятельности Актуальность, описание, отчетность, контакты.
Детские научно-популярные СМИ Периодичность, тематика, форматы и прочие особенности, целевая аудитория, пример типового материала, тираж, главный редактор.
Научно-популярные проекты для детей Название, описание, характеристика, целевая аудитория.
Летние школы, выездные образовательные лагеря Название, организатор, сайт, описание, характеристика, целевая аудитория, условия участия.


В рамках исследования были использованы данные из открытых источников в сети Интернет, таких как сайты проектов, страницы проектов в социальных сетях, статистика Google, индексация качества сайтов (Яндекс). Был проведен ряд консультаций с ведущими специалистами в области научной популяризации, научными журналистами, организаторами научно-популярных проектов. 

Для получения информации общего характера были использованы материалы, содержащие информацию об отдельных исследуемых областях популяризации науки. Среди них:

  1. Аналитический обзор рынка научно-популярных журналов, И.Я. Яковенко, 2012.
  2. ИТАР-ТАСС, Российская книжная палата. «Статистические показатели по выпуску печатных изданий». М., 2018 г. 2017 г. 2016 г.
  3. Гегелова Н.С. «Научно-популярное телевидение на российских телеканалах: реалии и проблемы». М., Российский университет дружбы народов., 2017.
  4. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Отраслевой отчет. М., 2017 г.
  5. Социальные сети в 2018 году: глобальное исследование, WebCanape
  6. Talking about the Big Bang: An exploratory study of how Russian science communicators use social media/ Valeriia Rudneva
  7. Сборник «Формула научного PR 3.0», РВК, 2017 г.

Предварительный анализ

Анализ данных позволил выделить наиболее важные тенденции популяризации науки на данный момент: 

  • кризис традиции (сокращение тиражности печатных изданий и числа радио- и телепередач);
  • новый мейнстрим (мультимедийные проекты определяют направление развития популяризации науки);
  • «хождение в народ» (определяющая роль социальных сетей в популяризации науки);
  • другой научпоп (рождение новых форматов популяризации науки, появление «научпоп-франшиз», рост числа научно-популярных мероприятий);
  • потенциал будущего (появление нового поколения научных коммуникаторов и популяризаторов).

Кризис традиции: сокращение тиражности печатных изданий и числа телепередач

В последние годы в России наблюдается постепенное сокращение количества научно-популярных журналов. По данным «Статистических показателей по выпуску печатной продукции» [1], в 2015 году издавался 131 научно-популярный журнал, в 2016 году их количество составило 119 наименований, в 2017-м – 113.

С 2012 по 2019 год существенно снизились тиражи двух лидирующих по тиражности научно-популярных журналов («Популярная механика» и «Вокруг света»): тиражи «Популярной механики» сократились с 230 до 191,3 тыс. экземпляров, «Вокруг света» – с 246,572 до 175 тыс. экземпляров. Коммерчески менее успешные «классические, «бывшие советские» научно-популярные журналы бьются за выживание с помощью борьбы за подписку и выстраивания отношений с чиновниками для получения госдотаций» [2]. Проиллюстрировать эту тенденцию можно на примере журнала «Наука и жизнь», тираж которого в 1980-е годы составлял 3 млн 400 тыс. экземпляров, в 2000-е – 40 тыс. экземпляров, а в 2019 году – только 28,02 тыс. экземпляров.

Журнал «Книжная индустрия» дает следующую оценку ситуации на книжном рынке: «В России научно-популярную литературу читает не более 3% населения. Это главным образом люди за 40, бывшая техническая интеллигенция, волею исторического процесса превратившаяся в бизнесменов, но сохраняющая ностальгию по студенческим годам в техническом вузе, что заставляет их интересоваться происходящим сегодня в физике и химии».

Отдельные научные серии выпускают такие издательства, как «Питер», «Амфора», «АСТ», «Эксмо», «Физматлит». Ряд издательств специализируется на научпоп-литературе, например «Альпина нон-фикшн», которая выпускает по 50 новинок в год.

По данным «Статистических показателей по выпуску печатной продукции» за 2016, 2017, 2018 годы [3], количество наименований научно-популярных книг и брошюр постоянно увеличивается: 2070 наименований (2016), 2225 наименований (2017), 2325 наименований (2018), в то время как общий тираж уменьшается. Средний тираж научно-популярных книг в 2016 году составил 2700 экземпляров, в 2017-м – 2600 экземпляров, а в 2018-м – 2263 экземпляров. Уменьшение тиража может свидетельствовать о росте популярности электронных форматов книг, что сложно подтвердить или опровергнуть из-за отсутствия соответствующей статистики.

В сфере научно-популярного телевидения обращают на себя внимание две тенденции. С одной стороны, «на данный момент в Российской Федерации не существует единой комплексной программы по популяризации науки, отсутствует определенная стратегия создания научно-популярных каналов и передач. В результате перед российским телевидением встают две серьезные проблемы: нехватка финансирования и нехватка кадров» [4]. В то же время «количество научно-популярных телеканалов на российском телевидении неуклонно растет. Примечательно, что большая часть научно-популярных каналов входит в медиахолдинг «ВГТРК», но лишь программа «Культура» субсидируется на уровне федерального бюджета». По данным отраслевого отчета «Российское телерадиовещание и Интернет. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2017 году» [5], доля просветительских телепередач в сетках 17 крупнейших российских телеканалов исчисляется сотыми процента и в период с 2014 по 2017 год сокращается (см. Таблицу).

 

Из того же графика видно, что доля «познавательно-развлекательных» передач достаточно велика, что свидетельствует об интересе телезрителей к подобному формату. Вместе с тем основной объем подобных передач приходится на эфир телеканала ТВ3, который позиционирует себя как «единственный в России телеканал, который позволяет заглянуть за пределы реальности». Подобные передачи изобилуют лженаучными фактами, поэтому мы никак не можем причислять их к инструментам популяризации науки. Тем не менее на телевидении существует ряд качественных научно-популярных программ, среди них: «Чудо техники» с Сергеем Малоземовым (НТВ), «Черные дыры. Белые пятна» («Россия – Культура»), «Научный стендап» («Россия – Культура»).

Новый мейнстрим: мультимедийные проекты определяют направление развития популяризации науки

На смену печатным журналам о науке пришли мультимедийные порталы, на которых можно получать информацию в аудио- и видеоформатах, проходить тесты, проверять свои знания и делиться результатами с друзьями в социальных сетях. Ярким примером такого проекта является Arzamas.academy – живой, активно развивающийся портал, популяризирующий гуманитарные науки.

По данным составленного «Медиалогией» списка 15 самых цитируемых СМИ научно-популярной тематики во II квартале 2018 года, даже самые интересные научно-популярные интернет-СМИ не достигают таких же охватов и показателей вовлеченности, как сайты развлекательного характера.

Сайты о популярной науке можно классифицировать по различным признакам. Существуют как монотематические платформы («Ин-Спейс» – 185 тыс. уникальных посетителей в месяц), так и сайты, посвященные сразу нескольким областям знаний («Чердак» – 78 тыс. уникальных посетителей в месяц, «Индикатор» – 139 тыс. уникальных посетителей в месяц, N+1 – 923,5 тыс. уникальных посетителей в месяц).

В то же время допустимо разделение на две большие подгруппы по целевой аудитории: сайты, ориентированные на старшеклассников, студентов, молодых ученых, и сайты, чьей целевой аудиторией являются люди за тридцать, как правило, с техническим образованием, ученые или научные журналисты. Для них характерны разные стили подачи материалов.

Основная тенденция сайтов, ориентированных на молодежь, – использование максимального числа медиумов передачи информации и воздействие на аудиторию с помощью всех доступных форматов: видео, подкастов, опросов, игр и т.д. К подобным «омни-медиа» можно отнести такие популярные сайты и порталы, как «ПостНаука» (231 тыс. уникальных посетителей в месяц), «Чердак» (78 тыс. уникальных посетителей в месяц), N+1 (923,5 тыс. уникальных посетителей в месяц), «ЛабаМедиа», oLogy.sh и уже упомянутый выше «Арзамас». Эти порталы также отличает присутствие во всех соцсетях и активная работа с аудиторией. «Омни-медиа» стремятся не только передавать информацию, но и создавать вокруг себя комьюнити, в том числе посредством организации офлайн-мероприятий – от лекториев до фестивалей (Лекторий «Арзамаса», фестиваль «Че фест» «Чердака» и т.д.)

К категории интернет-СМИ с более возрастной аудиторией относятся такие сайты, как «Популярная механика», Naked Science, National Geographic. Согласно доступной статистике, их среднестатистический читатель – мужчина, преимущественно старше 30 лет. Кроме текстовых материалов, эти сайты обычно используют только один «развлекательный» формат – как правило, это видео, либо предоставленные партнерами, либо снятые большой съемочной группой в экспедиции. Основными темами являются научно-технический прогресс, география и смежные с ней науки.

Подобные сайты также можно разделить на две подгруппы: крупные игроки с миллионной аудиторией, такие как Naked-science.ru (480 тыс. уникальных посетителей в месяц), Popmech.ru (1050 тыс. уникальных посетителей в месяц), и сайты печатных журналов для ученых и технической интеллигенции, например «Наука и жизнь» (120 тыс. уникальных посетителей в месяц).

Немного особняком стоят научные рубрики крупных СМИ (раздел «Наука» на Газета.ru). Их характеризует меньшая свобода с точки зрения внедрения новых форматов, так как это не должно идти вразрез с редакционной политикой всего издания. Для рубрик сложно дать точные цифры по охвату и аудитории, поскольку открытая статистика сайтов всегда отражает лишь общее число посетителей. Можно только отметить, что охват рубрики крупного СМИ довольно велик, однако значительная часть читателей является случайными посетителями раздела, что сказывается на вовлеченности.

«Хождение в народ»: определяющая роль социальных сетей в популяризации науки

В силу своей способности достучаться до кого угодно социальные сети стали одним из мощнейших инструментов популяризации науки. Несомненна корреляция данного факта с ростом популярности самих социальных сетей [6]. Социальные сети по сути заменили собой печатные журналы, так как именно в них среднестатистический пользователь интернета проводит часы досуга. «Анализ лайков, комментариев и вовлеченности подписчиков в соцсетях показал, что люди готовы потреблять научный контент» [7].

С развитием социальных сетей связан еще один тренд последних лет – появление научно-популярных блогов (в основном на YouTube), авторы которых – популяризаторы-активисты, зачастую без специального образования. В качестве площадки популяризации науки YouTube зарекомендовал себя относительно недавно. Хотя англоязычные каналы подобного рода существуют уже длительное время, популярных русскоязычных научпоп-блогеров все еще можно пересчитать по пальцам. Наибольшую популярность у пользователей завоевали такие каналы, как «Топлес» (2199 тыс. подписчиков), «Научпок» (1704,3 тыс. подписчиков) и Utopia Show (1866 тыс. подписчиков).

В России посредством разных социальных сетей решаются разные проблемы научной коммуникации. Так, «Facebook кажется более популярным среди ученых. Но если говорить о трансляции научных фактов широкой аудитории, то ВКонтакте решает проблему гораздо лучше» [8]. С появлением научно-популярного видеоблогинга ВКонтакте стал делить пальму первенства по трансляции научпоп-контента широкой аудитории с YouTube.

Наибольшими по охвату и вовлеченности сообществами о науке в социальных сетях остаются сообщества и публичные страницы (паблики) во ВКонтакте, такие как Science|Наука (5343,5 тыс. подписчиков), «Популярная механика» (989,5 тыс. подписчиков). Характерной особенностью публичных страниц и сообществ является неофициальный стиль и большое количество развлекательного контента: для них, как и для популяризации науки посредством социальных сетей в целом, характерным является edutainment. Высокая конкуренция с развлекательными сообществами заставляет научпоп вырабатывать собственный стиль подачи информации. Так, например, сообщество «Образовач» (430,4 тыс. подписчиков) активно использует мемы. Подобный прием характерен и для научно-популярных блогеров на YouTube, делающих врезки из известных фильмов.

Благодаря способности социальных сетей объединять людей появилась возможность общения с широкой аудиторией онлайн и у ученых и научных журналистов. Это послужило толчком к появлению молодого поколения звезд научной популяризации, таких как Ася Казанцева (32,5 тыс. подписчиков личной страницы в Fb), Александр Панчин (22 тыс. подписчиков личной страницы ВК), Александр Соколов и других. Активность в социальных сетях позволила им создать вокруг себя мини-сообщества людей, интересующихся наукой.

Социальные сети, успешно захватившие время досуга, позволяют транслировать широкой аудитории научные факты. Необходимость конкурировать с большим количеством развлекательного контента позволила научно-популярным сообществам выработать свой неповторимый и предельно доступный стиль подачи и стать по-настоящему популярными.

Другой научпоп: рождение новых форматов популяризации науки, появление «научпоп-франшиз», рост числа научно-популярных мероприятий

Последние годы характеризуются активным возникновением «научпоп-франшиз» и увеличением числа научно-популярных мероприятий в целом. «Научно-популярные мероприятия и проекты становятся неотъемлемой частью жизни городов, цены на билеты растут, наблюдается перенасыщение лекторов в Москве и Санкт-Петербурге, крупные проекты разрабатывают модели франчайзинга с целью расширения по всей стране» [9]. Среди наиболее распространенных форматов работы с аудиторией можно выделить:

  • научно-развлекательные (edutainment);
  • тематические (по отраслям интересов: роботы, био, химия);
  • массовые (фестивали, опен-эйры, пикники);
  • мероприятия для популяризаторов (коммуникаторов);
  • гибридные форматы.

Ярким событием последнего времени стал проект Science Slam – стендап-битва молодых ученых, в которой они рассказывают о главных научных идеях современности и собственных научных исследованиях в неформальной обстановке. У каждого слэмера есть 10 минут, чтобы остроумно, доступно и интересно донести свою идею, а публика определяет лучшего при помощи аплодисментов. Science Slam проводится в 25 регионах России – каждый сезон городские события собирают полные рок-клубы и бары. Конференции «Ученые против мифов», построенные в формате шоу, где ученые сражаются против лжеученых, стали настолько популярны, что проходят раз в несколько месяцев и неизменно собирают полные залы. Расширяет географию крупнейший российский фестиваль науки – Nauka 0+. Заслуживает внимания и деятельность Информационного центра атомной отрасли (ИЦАО), который является оператором сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ), успешно работающих в 17 регионах России, а также в Белоруссии (Минск) и Казахстане (Астана). Проблему разобщенности подобных площадок решают такие проекты, как культурно-просветительский центр «Архэ». Центр среди целей своей деятельности заявляет такую: «осуществлять связь и оперативное информирование о деятельности и проблемах других культурных и научных просветительских проектов».

Большую роль в объединении популяризаторов и популяризации науки играют такие масштабные просветительские акции, как Тотальный диктант и Открытая лабораторная. Открытая лабораторная (проект Laba.media), запущенная в 2017 году, в 2019 году прошла в 30 странах и более чем в 110 городах, в ней приняли участие порядка 100 тыс. человек. Такие скромные для международной акции цифры, тем не менее, являются настоящим прорывом для популяризации науки в России в том состоянии, в котором она есть сейчас.

Потенциал будущего: появление нового поколения профессиональных научных коммуникаторов и популяризаторов

Кроме органического роста интересующихся наукой людей в России появилось совершенно новое направление профессиональной подготовки — образовательные программы для научных коммуникаторов и научных журналистов. В 2013 году Минобрнауки России предложило запустить магистерские программы по научной журналистике в двух московских вузах – МГИМО и МГУ. В 2015 году Московский политехнический университет создал бакалаврскую программу по научной коммуникации, в 2016 году магистерскую программу по научной коммуникации представил Университет ИТМО в Санкт-Петербурге. Эти специалисты призваны как наладить коммуникацию внутри научного сообщества, так и транслировать научную информацию широкой аудитории.

Главными проблемами популяризации науки в России являются отсутствие координации и масштабного подхода. Многие достойные проекты не могут реализоваться из-за недостатка финансирования, что является следствием отсутствия связи между организаторами научно-популярных проектов и донорами сферы. По оценке РВК, большая часть проектов базируется в Москве и Санкт-Петербурге [10]. В последнее время крупные инициативы начали активнее масштабироваться, создавая «научпоп-франшизы». Этому способствует деятельность таких организаций, как ИЦАЭ, культурно-просветительского центра «Архэ», Открытой лабораторной, «Курилки Гутенберга» и других ярких проектов, нацеленных на популяризацию науки. Очагами научно-просветительской деятельности становятся государственные музеи, школы и университеты. Государство поощряет популяризацию науки в рамках премии «За верность науке». В то же время существует негосударственная премия, способствующая развитию популяризации науки в России – премия «Просветитель». 

Исследование «Популяризация науки в России» продолжается. В дальнейшем к этим направлениям исследования добавятся:

  • центры дополнительного образования;
  • библиотеки;
  • олимпиады;
  • курсы онлайн-обучения;
  • другие виды просветительской активности.

С полными результатами исследования «Популяризация науки в России – 2019» можно ознакомиться по запросу ([email protected])