Как писать врезку

Врезки — это обособленные пояснения к статьям Википедии в научно-популярном стиле. Доходчивые и компактные, с яркими примерами и метафорами, помогающими осмыслить смысл статьи. Чтобы создать врезку, совсем не обязательно быть опытным автором Википедии.

Зачем все это нужно?

Википедия, безусловно, один из самых выдающихся проектов в области просвещения. С каждым годом ее уровень становится все более профессиональным. Однако профессионализм текста порой мешает быстрому усвоению информации. А ведь многие отправляются в Википедию именно для того, чтобы оперативно узнать значение незнакомого слова.

Зачастую популярные статьи научной тематики написаны специалистами на языке, который трудно понять миллионам читателей Википедии. Во многих случаях явно требуется перевод с научного на понятный. Вот пример: «Окситоцин — нейропептид и пептидный гормон паравентрикулярного ядра гипоталамуса, который транспортируется в заднюю долю гипофиза, где накапливается (депонируется) и выделяется в кровь. Имеет олигопептидное строение».

Так начинается одна из популярных статей русской Википедии (около 1,5 млн просмотров). Для справки: окситоцин еще называют «гормоном любви». Большая часть людей приходит, чтобы понять, так ли это, а если так, то каким образом это вещество обеспечивает столь возвышенную функцию. Они не являются специалистами в нейрофизиологии и биохимии. Такой текст им не помогает, а многих отталкивает.

Другая проблема. Некоторые концептуальные понятия определяются через другие концептуальные понятия. Приведем еще пример:

Объективность — принадлежность объекту, независимость от субъекта Субъективность — в философии этот термин обычно противопоставляется объективности.
Онтология — учение о бытии как таковом Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии.

Википедия — это в первую очередь энциклопедия. Ее главная заповедь — научная строгость и корректность. Однако Википедия в то же время является и мощным средством популяризации научного знания. А для популярного стиля важна образность и доходчивость, которые часто наносят ущерб точности. Энциклопедические и научно-популярные статьи принципиально отличаются по стилистике.

Можно ли совместить научность и доходчивость?

Можно! Популяризаторы науки занимаются этим уже не одно столетие. Сложные научные понятия переводят на доступный язык и сами ученые, и научные журналисты, и педагоги. В этом нет ничего зазорного: даже такие выдающиеся ученые, как Карл Саган, Ричард Фейман или Джеймс Уотсон, читали лекции для широкой аудитории и писали популярные книги. Вот, например, цитата из феймановских лекций:

…Чтобы показать силу идеи атома, представим себе капельку воды размером 0,5 см. Если мы будем пристально разглядывать ее, то ничего, кроме воды, спокойной, сплошной воды, мы не увидим. Даже под лучшим оптическим микроскопом при 2000–кратном увеличении, когда капля примет размеры большой комнаты, и то мы все еще увидим относительно спокойную воду, разве что по ней начнут шнырять какие–то «футбольные мячи»…

Обратите внимание, лауреат Нобелевской премии по физике не стесняется использовать метафоры и употреблять разговорное слово «шнырять».

Что такое «врезка»?

Врезка — это такая форма в Википедии, в которую помещают информацию, дополняющую основной текст. Вот, например, статья про русских офицеров и чиновников, вернувшихся в 1905-06 годах из японского плена. В колонке справа размещена цитата из лекции графа Сергея Витте, который был противником начала войны с Японией и считал милитаризм вредным для экономики. Таким образом, представлен альтернативный взгляд на события, причем он исходит не от какой-то маргинальной фигуры, а от крупного государственного деятеля, который был министром финансов России, а позднее — председателем Совета министров.

Но в приведенном примере использована просто цитата, а мы говорим о научно-популярных врезках, которые пока еще не очень распространены в Википедии. Надеемся, что совместными усилиями у нас получится сделать этот формат массовым и сделать Википедию еще более доступной и популярной.

Вот так, например, может выглядеть врезка к статье о ВВП на странице Википедии:

 

Чем определяется качество врезки?

Есть два главных критерия:

  • Доходчивость. Насколько хорошо конкурсная работа показывает сферу применения и раскрывает смысл понятия (теории, принципа, технологии). Понятна ли она неспециалистам.
  • Корректность. Насколько конкурсная работа научна и точна. Базируется ли она на авторитетных источниках. Не содержит ли фактических ошибок.

С чего начать?

1.       Посмотреть список статей, к которым предлагается написать врезки. Выбрать себе для начала одну статью.
2.       Внимательно прочитать текст статьи в Википедии.
3.       Представить себе обычного человека, который совершенно не разбирается в данной области знаний. Можно даже взять реального знакомого или родственника, попросить его прочитать статью и сказать, что было наиболее сложным.
4.       Подумать, на чем может быть построено ваше популярное дополнение.
5.       Собрать необходимую информацию.
6.       Написать текст.
7.      Дать посмотреть человеку, который не разбирается в данной теме, и выслушать его мнение. Если такого человека нет рядом, представить себе абстрактного обывателя, который читает ваш текст.
8.       Скорректировать текст с учетом «наивного» читателя.
9.       Отправить текст на конкурс «Толмач»

Что может содержаться во врезке?

Популярный текст — это творческий продукт, тут нет готовых рецептов. Мы предлагаем лишь список приемов, которые можно использовать и комбинировать.

  • Выделение главной функции. Многие объекты играют множество различных ролей, но некоторые из них являются наиболее значимыми. Естественно, надо оговаривать, что на этом функции описываемого объекта не исчерпываются.
НЕТ ДА
Завершающим этапом ее функционирования является генерация аденозинтрифосфатсинтазы, осуществляемая встроенным во внутреннюю мембрану специальным макромолекулярным комплексом ней есть своя ДНК Митохондрия — энергетическая станция клетки. А еще в ней есть своя ДНК
  • Частные случаи. Особенность нашего мозга — мы склонны воспринимать частное лучше, чем общее. Во врезке можно описать частные случаи проявления данной категории, оговаривая при этом, что ими все явление не исчерпывается. Можно использовать не один частный случай, а два или три.
НЕТ ДА
Различные представители растительного семейства Cucurbitaceae… Дыни, огурцы, тыквы, арбузы и другие тыквенные...
  •  Примеры применения. Прием сходен с предыдущим. Речь идет об одной из возможностей его использования в понятном для читателя контексте.
Совесть Чем она отличается от нравственности? А от морали? От стыда?
Антибиотики Чем они отличаются от противомикробных препаратов?
Микробы Чем они обличаются от микроорганизмов?
Континент Чем он отличается от материка? А от части света?
  • Пример из быта. Для иллюстрации понятия или явления можно использовать явления, с которыми читатель сталкивается ежедневно.
НЕТ ДА
Полифенолоксидаза, называемая также О-дифенолоксидазой и тирозиназой, относится к классу оксидоредуктаз. Характерной особенностью ее является способность катализировать две реакции: гидроксилирование О-монофенолов в О-дифенолы и окисление молекулярным кислородом дифенолов в хиноны. Почему мякоть разрезанного яблока начинает темнеть? Нет, это не железо окисляется. Это из-за доступа кислорода фермент полифенолоксидаза начинает взаимодействовать с полифенолами.
  • Актуальность. Привязка к событиям, которые связаны с текущей повесткой дня, обсуждаемой в прессе и социальных сетях.
НЕТ ДА
Синдром Аспергера — общее (первазивное; pervasive «обширный, глубокий, распространённый») нарушение психического развития, характеризующееся серьезными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. Один из самых известных людей, страдающих синдром Аспергера, — Грета Тунберг, шведская школьница, экологический активист. В 15 лет она начала протестовать возле шведского парламента с плакатом «Школьная забастовка за климат».
  • Метафора. Лучше всего подходят так называемые «развернутые метафоры», когда объект и используемый для его пояснения образ соответствуют не по одному, а по многим параметрам. Близко к метафоре стоит мысленный эксперимент. Например: Геном как книга. При использовании такой метафоры найдутся биологические аналоги и для таких понятий, как алфавит, слова, плагиат, библиотека, издатель, опечатка, корректор, переводчик и т.д.
  • Количественные сравнения. Для того, чтобы показать масштабность объекта, можно проводить неожиданные количественные сравнения. Например: «Пока вы читали этот текст, сквозь вас пролетело несколько миллиардов нейтрино», «…Если выложить в ряд все книги написанные о метафорах и гиперболах, то они займут расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга».
  • Указание на возможные ошибки. Указывается на типичные ошибки в использовании понятия или на возможность случайных ошибок. Также могут разоблачаться распространенные мифы и заблуждения. Например: «Многие путают корреляцию и причинно-следственную связь. Это не верно потому, что…», «Название химического элемента бор никак не связано с именем физика Бора. Оно происходит от названия минерала бура. А в честь ученого назвали другой элемент — борий…».

Откуда брать информацию

Есть несколько источников.

  • Ваша собственное образование и эрудиция.
  • Литература: научные статьи, книги, журналы.
  • Сама Википедия, например другие статьи на связанные темы.

И наконец — зачем это нужно мне?

Можем привести сразу несколько аргументов:

  • Сделать полезное и важное дело, результатами которого воспользуются тысячи других людей.
  • Развить свои навыки в популяризации науки. Умение просто и лаконично говорить о сложных вещах — довольно ценное умение. Кроме того, мы проводим специальные мероприятия под названием Редактон (это от «редакция» и «хакатон»). Во время них опытные популяризаторы науки сначала проводят мастер-класс, а потом помогают участникам написать качественный научно-популярный текст.

Инструкцию подготовил: Григорий Тарасевич