03.10.2019Телевизор остается для россиян главным источником информации о науке

По новым данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, спрос на информацию о науке у россиян сильно вырос, источники ее получения — практически не изменились.

Телевизор остается для россиян главным источником информации о науке

Большая часть россиян (72%) заинтересованы в информации о происходящем в мире науки и технологий, выяснили социологи в ходе последней волны Мониторинга инновационного поведения населения НИУ ВШЭ. Данные 2019 года, предоставленные Всенауке исследователями, показывают, что при этом только каждый пятый опрошенный считает важным отслеживать последние новости, остальные заинтересованные россияне ответили, что им «достаточно иметь самое общее представление, но не обязательно знать свежие новости». Примерно четверть россиян сообщили, что новости науки и технологий слишком сложны для них, а потому неинтересны. 

Исследователи отмечают, что провал интереса к науке фиксировался в 2014 году, когда лишь примерно каждый десятый опрошенный сказал, что следит за последними новостями из этой сферы. Сейчас же показатели вернулись примерно к тому же уровню, что были в 2011 году.

Участников исследования также просили оценить собственный уровень информированности о происходящем в мире науки и технологий. Большинство респондентов (61%) назвали его недостаточным (41,5%) или посчитали свою информированность практически нулевой («вообще не информирован», 19,5%). 

Сопоставляя оба ряда данных — о заинтересованности и уровне знаний, — можно сказать, что 36% россиян испытывают спрос на информацию о науке: это те люди, что заинтересованы и недостаточно информированы одновременно.

Что касается источников информации о науке и технологиях, с огромным отрывом по-прежнему лидирует телевидение — чуть больше трети россиян получают информацию о происходящем в этой области в первую очередь по ТВ. На втором месте поисковые сервисы: к ним за информацией по научным темам обращается 16% опрошенных (куда их далее отправляют поисковые системы непосредственно информацию получать, нам при этом неизвестно). И еще около 10% своим основным источником информации назвали социальные сети — этот источник показывает явный рост за последние годы.

«Телевидение все еще основной источник информации в целом. Хотя у молодых людей в медиапотреблении на первое место уже вышел интернет, все же массово в России люди смотрят телевизор и именно там узнают новости, в том числе о науке», — комментирует результаты исследования кандидат социологических наук, научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Алена Нефедова.

При этом нельзя сказать, что россияне обращаются к этим источникам часто. Так, например, регулярно смотрят ТВ-программы о науке и технологиях лишь около 5% опрошенных (еще треть делает это «время от времени»). Регулярно читают материалы в интернете — около 3% («время от времени» еще 18% респондентов). Впрочем, выставки, фестивали, лекции и другие офлайн-мероприятия на научные темы посещают и того меньше — регулярно лишь 0,3% опрошенных, время от времени — около 2%.

Абсолютное большинство опрошенных считает, что роль науки и в мире, и в России растет (93% и 86% соответственно). И около 70% придерживаются мнения, что от развития науки и технологий «больше пользы, чем вреда». При этом если влияние на уровень жизни и здоровье людей большинство участников исследования считает положительным, то относительно влияния на окружающую среду мнения разделились (около 49% оценивают его негативно и около 38% позитивно).

Интересные результаты получились и по блоку вопросов, связанных с образом ученого в глазах общества. Так, большинство россиян согласились с утверждениями о том, что «ученые — это увлеченные люди, которые работают на благо человечества» и «ученые помогают решать трудноразрешимые задачи» (86% и 87% соответственно). Оказалось живучим представление об ученых как о «слегка чудаковатых людях» — с этим согласны в той или иной степени около 57% опрошенных. А вот представление о науке как о низкооплачиваемой области изменилось — согласны с тем, что ученые зарабатывают меньше представителей других профессий, лишь 28% опрошенных (в 2014 году таких было 42%). 

Проект «Мониторинг инновационного поведения населения» реализуется Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ на регулярной основе с 2009 года. Основной целью мониторинга является анализ показателей восприятия науки, технологий и инноваций, распределения инновационных практик в домохозяйствах, навыков для инноваций, восприятия и других факторов инновационного поведения населения России.

Авторы: Евгения Береснева, Анастасия Кожара

Хотите первым узнавать все новости научпопа? Подписывайтесь на наш канал в Telegram